Формирование комфортной городской среды - Подать заявку

Версия для слабовидящих

Образцово-показательная школа в деревне Купчино

Земские школы начали создаваться в Российской империи в 1864 году. Они представляли собой учебные заведения с трехлетним курсом, где дети одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В школах обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. В деревне Купчино такая школа также существовала.

Купчинская школа располагалась прямо в одной из крестьянских изб. Здесь же квартировал и учитель. За использование помещений хозяин дома получал арендную плату и дополнительные дрова от земства.

В 1883 году петербургская земская управа начала рассылать запросы по школам с требованием статистических данных об обучающихся. Запрос имел серьезное обоснование и далеко идущие перспективы.

Еще в 1879 году Санкт-Петербургскому Комитету грамотности, что состоял при Императорском вольном экономическом обществе, было предложено открыть сбор пожертвований на устройство образцового здания начального народного училища в память 19 февраля 1861 года (отмена крепостного права – прим. ред.), с последующим строительством оного.

Сбор пожертвований шел долго и с переменным успехом. В 1889 году, ввиду недостаточности собранных самим Комитетом сумм, решено было обратиться к Санкт-Петербургской уездной земской управе с предложением о совместном финансировании проекта и последующей передачи новой школы в ведомство земской управы.

Требований к потенциальному поселению для строительства в нем образцово-показательного учебного заведения было достаточно много:

1) Школа, как здание, должна быть действительно образцовой, достойной того события, в память которого предполагается ее построить (19 февраля 1861 года).
2) Внешности школы, с точки зрения архитектурной и гигиенической, должны вполне соответствовать ее внутренние качества, так чтобы она и в педагогическом отношении могла считаться образцовой.
3) По объему своего курса, она должна подходить к наиболее распространенному типу народных школ, а именно одноклассных с трехгодичным курсом и с числом учеников от 30 до 40 человек
при одном учителе.
4) Школа должна быть построена в части Санкт-Петербургского уезда,
населенной исключительно крестьянами русского происхождения.
5) Школа должна быть построена в местности, к которой из Петербурга ведут более или менее удобные пути сообщения (шоссейные и железные дороги).
6) На фронтоне школьного здания должна быть надпись: «Построена в память 19-го февраля 1861 г. С.- Петербургским уездным земством, совместно с Санкт-Петербургским Комитетом грамотности».
7) Представители Комитета грамотности имеют право принять участие, совместно с членами уездной земской управы, как в составлении плана школьного здания, так и в наблюдении за постройкой этого здания.
8) По открытии школы, Комитет грамотности удерживает за собою право на участие, вместе с представителями земства, в наблюдении за содержанием школы.


Уездная управа охотно приняла предложение Комитета и указала на деревню Купчино, находившуюся в 10 верстах от Петербурга по линии Царскосельской железной дороги, как на место, где, по ее мнению, желательно было бы в интересах и земства, и Комитета построить образцовое здание.

Затем председатель Комитета Яков Тимофеевич Михайловский вместе с председателем и членами земской управы отправились в Купчино, чтобы лично ознакомиться с местностью, в которой расположена эта деревня. Результаты его осмотра подтвердили заявление управы. Председатель находил, что, помимо близости к столице и готовности крестьян уступить место для постройки школы, на Купчине следует остановить выбор и потому, что школа, находясь у самого полотна дороги и выступая из деревни, тем самым невольно обращала бы внимание множества проезжающих, особенно летом, по Царскосельской железной дороге из Петербурга в Царское Село и Павловск.

Утверждение вопроса вызвало оживленные прения: одни стояли за отклонение предложения петербургского уездного земства, предлагая выбрать более подходящее место, чем Купчино. Другие лица высказывались за предложение земства, дающего денежные средства на пополнение собранного Комитетом капитала и за постройку школы именно в Купчине. Последнее мнение получило за себя 12 голосов против 10.

Формальности по выделению купчинским обществом земли для постройки школы не дали в 1890 году возможности приступить к делу. Затем не хватало средств, собранные Комитетом и ассигнованные земством суммы составляли всего 4100 рублей, в то время как требовалось шесть тысяч. Помощь в виде пожертвования пришла от Коновалова – подрядчика, строившего школу, и некоторых других лиц.

Школа вчерне была готова к осени 1892 года, тогда же в новом здании начались занятия. Окончательная отделка была завершена к 1893 году, к этому времени купчинская школа, несомненно, стала одной из самых лучших в губернии.

Какого-либо интереса к судьбе купчинской школы со стороны Комитета грамотности впоследствии замечено не было, если не считать посещения школы членами совета Комитета весной 1893 года и награждения ее учеников изданиями Комитета летом 1894 года. Сама же школа простояла вплоть до начала блокады Ленинграда, а ее учителя многие годы «сеяли знанья на ниву народную», сообразуясь, разумеется, с веяниями времени.

Денис Шаляпин

Title
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!