2ar

Прокуратура информирует о профилактике правонарушений в основных сферах деятельности

С 1 МАРТА 2024 ГОДА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ ОБЪЕКТОВ ТЭК
Федеральным законом от 13.06.2023 № 233-ФЗ Федеральный закон  «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено:
Федеральным законом устанавливается административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, отнесённых к объектам высокой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Одновременно уточняются предельные размеры административных штрафов, которые могут устанавливаться за данные правонарушения.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года.

ИМЕЕТСЯ ЛИ ЗАПРЕТ НА ПРОДАЖУ ВЕЙПОВ ДЕТЯМ?
Согласно Федеральному закону от 28 апреля 2023 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в России введен полный запрет на продажу вейпов несовершеннолетним.
В рекламе запрещено демонстрировать потребление никотинсодержащей продукции с использованием специальных устройств (вейпов).
Рекламу с изображениями, описаниями или эпизодическими упоминаниями устройств запрещено показывать детям младше 12 лет.
К никотинсодержащей продукции отнесены устройства для потребления безникотиновой жидкости. Таким образом, вводится полный запрет на продажу вейпов несовершеннолетним — как никотинсодержащих, так и безникотиновых.
С 1 сентября 2023 г. вводятся минимальные цены на никотинсодержащую продукцию. Правительство Российской Федерации определит перечень запрещенных добавок и веществ, усиливающих никотиновую зависимость и повышающих привлекательность никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей, растворов никотина.
Уже с 1 июня 2023 г. в розницу продавать вейпы можно будет только в магазинах и павильонах.
Запрещается торговать вейпами на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом, в автоматах. Запретили открытую выкладку и демонстрацию в торговой точке кальянов и вейпов.
Кроме того, штраф за привлечение несовершеннолетнего к курению никотинсодержащей продукции, кальянов и т.д. для граждан увеличится до 5 тыс. рублей.
Родителей или законных представителей за то же правонарушение оштрафуют на сумму до 7 тыс. рублей.
Также ужесточено наказание за продажу детям такой продукции и соответствующих устройств. Штраф составит до 600 тыс. рублей.

ДИСКРИМИНАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА ЗАПРЕЩЕНА
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Пункт 6. ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» говорит о том, что распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, запрещается.
Распространяющие такую информацию лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа, размер которого для граждан составляет от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц — от 3 000 до 5 000 рублей; для юридических лиц — от 10 000 до 15 000 рублей.
При этом, лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Следует отметить, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда установленными федеральным законом требованиями либо обусловлены особой заботой государства о нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите лицах, либо установлены Трудовым кодексом Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства не являются дискриминацией.

КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79) предусмотрено создание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Порядок формирования и деятельности комиссий утверждаются Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821. Основаниями для проведения заседания комиссии в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 79 являются:
а) представление руководителем органа материалов проверки о представлении служащим недостоверных сведений о доходах; о несоблюдении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
б) поступившее в кадровую службу:
обращение гражданина о согласии на замещение должности в организации, если функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные обязанности (до 2 лет со дня увольнения); заявление служащего о невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов семьи, либо выполнить требования закона о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами; уведомление служащего о возникновении личной заинтересованности,
в) представление руководителя органа или любого члена комиссии, касающееся соблюдения служащим требований к служебному поведению, урегулированию конфликта интересов, осуществления мер по предупреждению коррупции;
г) уведомление организации о заключении с бывшим государственным служащим трудового или гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные обязанности.
При установлении комиссией нарушений, информация, в зависимости от характера нарушения, передается руководителю для принятия решения о применении дисциплинарного взыскания, либо в правоохранительные органы.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАЙДЕННУЮ ВЕЩЬ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ УКРАДЕННОЙ?
Статьей 227 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что нашедший потерянную вещь обязан немедленно принять меры к ее возврату собственнику или иному лицу, правомочному получить такую вещь. Он также обязан заявить о находке в полицию или орган местного самоуправления.
Зачастую, граждане, нашедшие и удерживающие у себя чужое имущество, не желая совершать хищение и решая найти его владельца самостоятельно, не сообщают о такой находке, либо делают это несвоевременно, что может быть расценено правоохранительными органами как совершение преступления — кражи, предусмотренного ст. 158 Уголовного кодекса РФ.
Указанный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации, который в соответствующем постановлении от 12.01.2023 № 2-П разграничил факты обнаружения находки от преступных деяний. Необходимо учитывать, что находка перерастет в кражу, если:
•    нашедшему заведомо известно о принадлежности вещи другому лицу;
•    нет оснований полагать, что вещь выбросили;
•    лицо скрыло вещь, источник ее получения, факт принадлежности другому лицу или идентифицирующие признаки вещи;
•    цель нашедшего — обратить вещь в свою пользу или в пользу иных лиц;
•    собственнику или законному владельцу вещи причинен ущерб.
К уголовной ответственности может быть привлечен и тот, кто может сразу сообщить о потере вещи владельцу и вернуть ему ее, но вместо этого тайно завладевает таким имуществом.

ЧЕМ ГРОЗИТ ОТСУТСТВИЕ ОФОРМЛЕННОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА?
Трудовой договор – единственный документ, который может подтвердить, что между работником и организацией сложились трудовые отношения, имеются взаимные права и обязанности.
Отсутствие трудового договора влечет за собой:
— отсутствие официального трудового стажа;
— неоплату больничного, отпускных, льгот, связанных с работой на вредном производстве, материнством, воспитанием ребенка-инвалида и т.п.;
— невозможность без решения суда реализовать право на возмещение вреда здоровью, компенсацию расходов, понесенных в интересах работодателя;
— воспользоваться правом на самозащиту, например, в случае невыплаты зарплаты приостановить работу с сохранением среднего заработка до момента выплаты долга;
— усложняется или становится невозможной из-за отсутствия допустимых доказательств защита трудовых прав с помощью надзорных, правоохранительных органов или суда.
При отсутствии трудового договора установить факт нахождения в трудовых отношениях с работодателем можно только по суду, для чего нужны доказательства, подтверждающие время и период действия трудовых отношений, выполнение работ по определенной специальности или должности, размер и порядок оплаты труда и т.п.
Доказательства могут быть как письменные, например, наряд-заказ, путевые листы, журналы ознакомления с правилами техники безопасности, журналы с КПП организации, переписка с руководством, так и устные, например – показания свидетелей, а также аудио, видеозаписи и т.п.
Наличие доказательств – гарантия возможности восстановления трудовых прав.

ПРЕДУСМОТРЕНА ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОШЕННИКАМИ ПОДМЕННЫХ АБОНЕНТСКИХ НОМЕРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ, НАПРИМЕР, БАНКОВСКИХ И ИНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?
Предусмотрена ли ответственность оператора связи за использование мошенниками подменных абонентских номеров сотовой связи, например, банковских и иных кредитных организаций?
В соответствии с положениями пунктов 8, 9 статьи 46 Закона «О связи» оператор связи, с сети которого инициируется телефонный вызов (передача короткого текстового сообщения), обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов (передачу короткого текстового сообщения). Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи в неизменном виде полученный абонентский номер. В случае выявления нарушений указанных требований оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску трафика на свою сеть.
За нарушение этих положений ст. 13.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с 30.12.2021 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн рублей. Возбуждение дел о таких административных правонарушениях относится к компетенции Роскомнадзора.

МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОДИН САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ НА ГИРОСКУТЕРЕ ИЛИ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЕ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?
С 01.03.2023 вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».
В Правила дорожного движения введено понятие «средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Согласно правилам дорожного движения данные средства индивидуальной мобильности могут использовать следующие категории лиц:
·      лица старше 14 лет;
·      лица от 7 до 14 лет могут передвигаться на средствах индивидуальной мобильности только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон;
·      лица до 7 лет — только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам на стороне для движения пешеходов, а также в пределах пешеходных зон.
Таким образом, ребенок 8 лет может передвигаться на гироскутере или электросамокате самостоятельно, но только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

ГРАЖДАНЕ, ИМЕЮЩИЕ ПОЛИС ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ВПРАВЕ ВЫБРАТЬ ИЛИ ЗАМЕНИТЬ ПОЛИКЛИНИКУ
Вопросы оказания гражданам медицинской помощи регулируются Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Каждый застрахованный по обязательному медицинскому страхованию гражданин Российской Федерации вправе раз в год сменить поликлинику, к которой он прикреплен, без объяснения причин.
Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменен.
Для получения медицинской помощи амбулаторно в рамках программы обязательного медицинского страхования пациент имеет право не чаще, чем 1 раз в год осуществлять выбор медицинской организации из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы. Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Прикрепление к медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы, производится бесплатно.
Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно.

РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРИОДОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СТРАХОВОЙ СТАЖ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ
Федеральным законом № 98-ФЗ от 03.04.2023 внесены поправки в порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с принятыми изменениями в страховой стаж засчитывается период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
Указанным Федеральным законом также уточнен порядок подсчета среднего дневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Федеральный закон № 98-ФЗ вступил в силу 3 апреля 2023 года, однако, данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ В ИНТЕРНЕТЕ
За массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наступление административной ответственности по статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в виде штрафа на граждан в размере 3 тысяч рублей либо административный арест до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — до 5 тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства. Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремисткой деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма могут повлечь уголовную ответственность по статье 205.2, 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случае размещения лицом в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом влечет наступление уголовной ответственности по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы до 6 лет.
При этом, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, или административным правонарушением согласно статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.
Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Минюста России по адресу: minjust.gov.ru.