Мифы о пользе мусоросжигания

eQv7uDmmtVg

В прошлых выпусках мы разобрались, что такое маркировка на товаре и где ее искать. Но в то же время появляется мысль, а не проще ли просто все отходы складывать в одну кучу и сжигать, получая при этом энергию? Звучит очень красиво и просто, но так ли это на самом деле?

Миф 1: Сжигание отходов позволяет сократить их объем и обезвредить.
Реальность: при сжигании твердых
коммунальных отходов (ТКО) твердые вещества превращаются в газообразные и занимают все предоставленное им пространство. Эти газы включают парниковый газ СО2, полиароматические углеводороды, диоксины и диоксиноподобные вещества, которые являются токсичными и канцерогенными.
После сжигания отходов также образуются зола и шлак, требующие специального обращения.
Таким образом, в результате сжигания объем мусора не уменьшается,
а переходит из твердого в газообразное состояние. При этом газ контролировать сложнее, чем твердые отходы.
Миф 2: Проблема диоксинов решена, жить рядом с мусоросжигательными заводами безопасно.
Реальность: Долгосрочное исследование выявило значительное превышение выбросов диоксинов на мусоросжигательном заводе (МСЗ) в Нидерландах.
Причем МСЗ относится к заводам нового поколения. Во время исследования происходили вынужденные перерывы в работе МСЗ: ремонт и профилактика, аварийные остановки. Именно на этих этапах были зафиксированы предельные выбросы диоксинов.
Помимо диоксинов, диоксиноподобных веществ, бензпиренов и фуранов при сжигании отходов образуются мелкодисперсные частицы. Эти частицы могут вызывать тяжелые заболевания дыхательной системы и других органов, вплоть до онкологии.

Миф 3: Сжигание отходов решит проблему свалок, настоящих и будущих.
Реальность: Будущие МСЗ рассчитаны на вновь образующиеся отходы. Никто не планирует сжигать существующие свалки. Даже в Европе, где есть потребность в освобождении полезной площади, не
везут отходы с полигонов на МСЗ. Это связано с тем, что различные вещества на полигоне могут вступать в реакцию друг с другом. Сжигание такой смеси приведет к непредсказуемым последствиям.
Также строительство МСЗ не предотвратит появление новых полигонов.
Учитывая, что в России каждый год образуется около 60 млн тонн ТКО, а после сжигания объем уменьшается до 10%, потребуется где-то захоранивать шесть миллионов тонн токсичной золы и шлака ежегодно.
Миф 4: Переработка и мусоросжигание не мешают друг другу.
Реальность: Когда страна уходит от полигонного захоронения, строит МСЗ и развивает переработку, сначала нет жесткой конкуренции за сырье. Борьба за ресурсы начинается позже.
Как пример симбиоза переработки и мусоросжигания часто приводят опыт Швеции, где сначала построили много МСЗ, а потом начали развивать отрасль переработки. Такой подход привел к тому, что мусоросжигательным заводам стало не хватать сырья, возникла необходимость завозить отходы из-за рубежа. Эту историю облекли
в красивый миф, что Швеция настолько хорошо справилась со своим мусором, что даже вынуждена его закупать. Действительно вынуждена, но совсем по другой причине.
Из-за «прожорливости» МСЗ в большинстве стран, где применяется мусоросжигание, в печь попадает даже пластик, который можно переработать.
Так как с точки зрения неустойки, которую может понести потребитель услуг завода, выгоднее сжечь эти пластики, чем переработать.
Миф 5: Европа решила проблему отходов за счет мусоросжигания.
Реальность: На совместном заседании Совета по правам человека представители Швеции говорили, что их опыт не вполне удачный. Теперь для закрытия МСЗ требуется разработка программы перехода на другие источники энергии.
Из-за необходимости обеспечивать загрузку МСЗ не предпринимаются меры по предотвращению и сокращению образования отходов, тормозится переработка или одобряется импорт отходов.
В целом европейские страны производят так много отходов, что с ними не справляются ни переработка, ни МСЗ.
Даже Германия, одна из передовых стран в области обращения с отходами, вынуждена отправлять свой мусор в развивающиеся страны. Часть этих от ходов сжигается без соблюдения должных мер безопасности, а часть отправляется на свалки. Поэтому говорить о том, что Европа решила проблему отходов за счет сжигания, нельзя.
Наоборот, стало ясно, что европейские страны находятся в тупике. Что делать?
Таким образом, мы с вами выяснили, что отходы нельзя ни сжигать, ни отправлять на полигоны – их необходимо в первую очередь сокращать и перерабатывать, внедряя в свою жизнь принципы ответственного и экологичного образа жизни.

Ассоциация «РазДельный Сбор»:
Дарья Соловьева,
Екатерина Алексеева,
депутат Юлия Кондратьева

Остались вопросы?
По вопросам, касающимся раздельного сбора отходов – обращайтесь на горячую линию «РазДельного Сбора»: 603-79-83. С 10:00 до 16:00 часов по будням. А также смотрите информацию на на ресурсах Ассоциации «РазДельный Сбор»: vk.com/rsbor и rsbor.ru.

В МО № 72 есть инфраструктура по приему вторсырья: пункты и контейнеры, куда можно сдать пластиковые бутылки, стекло,
металл и макулатуру. Карта контейнеров и пунктов приема вторсырья: recyclemap.ru/spb.