КПО «Волхонка» — как живет мусорный завод

От бытовых отходов никуда не денешься, но в умелых руках они не загрязняют природу и даже приносят пользу. В это сложно поверить, особенно сейчас, когда мусорная реформа то и дело дает сбои. Но комплексе по переработке отходов «Волхонка», куда представители МО № 72 отправились на экскурсию, уверены – все наладится!

КПО «Волхонка» - как живет мусорный завод, изображение №1

«Мусорная реформа» стартовала в Санкт-Петербурге 1 января 2022 года. Битву за право распоряжаться бюджетными средствами выиграла компания НЭО — Невский экологический оператор. К этому времени мусорные заводы уже не справлялись с отходами растущего мегаполиса, а полигоны были переполнены. И компания решила строить новые мощности.

КПО «Волхонка» - как живет мусорный завод, изображение №2

КПО «Волхонка» открылся 16 декабря 2022 года. Он занял цеха Завода по механизированной переработке бытовых отходов» МПБО-2, когда-то передового советского предприятия. Пока «Волхонка» работает в тестовом режиме — идет обкатка оборудования, налаживаются технологии, анализируется рентабельность процессов.

Но уже сейчас завод перерабатывает 200 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год, в будущем должен выйти на 400 тысяч тонн, а максимальная его мощность – 600 тысяч тонн.

Но этого мало, огромному городу нужны как минимум еще четыре таких завода. Их не построишь где попало – нужна ровная глинистая площадка, отвечающая всем ГОСТам. Да и горожане относятся насторожено ко всему, что связано с мусором, и могут начаться протесты. «Поэтому мы и проводим экскурсии для журналистов, чтобы вы объяснили людям — здесь нет ничего опасного», — объяснила эколог НЭО Анастасия Корягина.

КПО «Волхонка» - как живет мусорный завод, изображение №3

Территория завода и правда выглядит очень достойно. Нет зловонных мусорных гор, крыс, чаек, и даже снег чистый. К белоснежному корпусу приемки тянется пандус для мусоровозов. Один заезд предназначен для обычных контейнеров, а другой – для раздельного сбора. Ни на одном этапе переработки их содержимое не смешиваются. Завод обслуживает Приморский район и принимает около 20 машин в день, каждая делает по 2-4 рейса.

КПО «Волхонка» - как живет мусорный завод, изображение №4

Как устроен завод

Главная задача КПО «Волхонка» — максимально рассортировать мусор. В корпусе приемки рабочие выбирают крупногабаритные отходы которые попали в контейнер ТКО — мебель, строительный мусор. А все остальное огромный ковш уносит в пакеторазрыватель. Что там происходит — ясно из названия.

Мусор перемещается в контейнер пакеторазрывателя (справа).
Мусор перемещается в контейнер пакеторазрывателя (справа).

Освобожденный из пакетов мусор по транспортеру поднимается вверх, где из него вручную извлекают стекло, крупный картон, тканые изделия. А оставшаяся масса попадает в чрево «Грохота» — огромного барабана-сепаратора. Вращаясь, он делит мусор по размеру на крупный, средний и мелкий, и его звук вполне оправдывает название.

В чреве «Грохота»
В чреве «Грохота»

Крупный мусор, в основном, это куски картона, грязного и не очень. Из мелких органических отходов магнитный сепаратор вытягивает железки и батарейки. А средняя фракция отправляется в долгий извилистый путь, где из нее будут извлекать востребованное вторсырье.

Лабиринты конвейеров понесут разнородную смесь по всему цеху, где ловкие сепараторы — оптические, баллистический, магнитный, вихревой, воздушный — будут разделять ее на разные потоки. А самую тщательную сортировку здесь проведут вручную, там, где конвейер вплывает в висящую в воздухе кабинку для рабочих.

Лабиринты конвейеров.
Лабиринты конвейеров.
На выходе из сепаратора.
На выходе из сепаратора.
Висящая кабинка
Висящая кабинка
Ручная сортировка
Ручная сортировка

Сортировка — гибкий процесс, и по желанию заказчика, можно разложить сырье вплоть до нужного цвета. Основные фракции — картон, пластиковые флаконы, белые и прозрачные бутылки, алюминиевые банки. Когда набирается нужное количество, они идут под пресс, формирующий кубические кипы. Пресс универсальный, он подходит для любого сырья..

Контейнер-дозатор с разобранными отходами
Контейнер-дозатор с разобранными отходами
Сформированные кипы на выходе из пресса.
Сформированные кипы на выходе из пресса.
Кипы разного сырья на складе.
Кипы разного сырья на складе.
Склад вторсырья - фотозона для экоактивистов.
Склад вторсырья — фотозона для экоактивистов.

Благодаря вентиляции, в цеху почти нет запаха, по крайней мере зимой. И люди работают в обычных масках, а порой и без них. Производство не считается вредным, но рабочая смена здесь все равно укороченная. После нее все оборудование тщательно моют, а раз в месяц дезинфицируют.

Сильного запаха и правда нет.
Сильного запаха и правда нет.

С раздельным сбором еще проще — его складывают в большие контейнеры и по очереди отправляют под тот же самый пресс. Конечно, из них получается более качественное сырье, особенно макулатура — ведь грязную бумагу отмыть невозможно.

Рассортированные кипы едут в разные города, на перерабатывающие заводы. А все остальное, так называемый «хвост», отправляется на полигон РАСЭМ под Выборгом. Далековато, но вблизи все переполнено.

На выезде из цехов завода.
На выезде из цехов завода.

Огромный цех, чье оборудование с трудом удалось втиснуть в старый корпус завода, впечатляет. И очень удручает, что доля разделенного в нем сырья составляет всего 15% . Но в компании объяснили, что завод еще только наращивает мощности.

Немного о будущем

На заводе уже создана линия для производства RDF топлива. Для него подойдут даже грязные на вид отходы, лишь бы в них не было соединений хлора, выделяющих при горении яд. Пробная партия этого сырья уже отправлена на цементный завод, где ее исследуют специалисты. И если они дадут добро — объем «хвоста» станет намного меньше.

Полиэтиленовые пакеты тоже годятся для RDF топлива
Полиэтиленовые пакеты тоже годятся для RDF топлива

Также завод планирует закупить оборудование для расщепления древесных отходов: паллетов, уличного смета, новогодних елок. Полученная щепа пойдет на подстилку для животных, и ее уже ждут городские приюты. А из перебродивших органических отходов можно будет получать экологически безопасный техногрунт -такое производство уже есть под Москвой.

Глава МО № 72 Павел Швец на экскурсии.
Глава МО № 72 Павел Швец на экскурсии.

Плывущие по конвейерам грязные банки, бутылки и пакеты словно взывали о важности раздельного сбора. Чтобы его участников стало больше, нужна не только просветительская работа: НЭО должен сделать его удобным для людей, а еще лучше — финансово выгодным! Но даже в идеальном случае 40% мусора неминуемо попадет на полигон.

«Полигоны должны выглядеть, как симпатичные карты, где захоронены аккуратно упакованные не перерабатываемые остатки. Они будут ждать часа, когда появится технология, позволяющая переработать их в ноль», — считают в компании. Идеальная картина, но увы! Продажа рассортированных отходов, даже чистых и качественных, не сможет покрыть все затраты. И значит, эта мечта будет воплощаться за счет наших платежей.

Рассказ продолжился за чаепитием.
Рассказ продолжился за чаепитием.

Встреча закончилась дружеским чаепитием в заводском офисе. А с территории соседнего предприятия через забор заглядывал сваленный по старинке мусор. Огромная неприглядная куча словно подтверждала, что нужно развивать культуру обращения с отходами, экспериментировать и двигаться дальше.

Ольга Ясененко.

Спасибо депутату МО Шушары Инге Узянбаевой за организацию такой необычной экскурсии, депутату МО № 72 Юлии Кондратьевой — за возможность войти в состав экскурсионной группы и экологам НЭО Анастасии Корягиной и Дине Койрес — за познавательную экскурсию и интересный рассказ.