Вероника Викторовна Тихомирова – педагог высшей категории 295 гимназии, автор нескольких программ по духовно-нравственному воспитанию и формированию семейных ценностей. А главное — человек искренне увлеченный любимым делом. В 2023 году созданная ею программа гражданского и патриотического воспитания «Маршрут памяти» стала призером всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
«Маршрут памяти» — это уникальный проект по формированию чувства патриотизма. Он помогает школьникам и их семьям обрести крепкую связь с историей страны, ее духовными ценностями. Основан он на близкой для всех теме Великой Отечественной войны. «Программа призвана помочь детям понять тот подвиг, который совершили наши предки, какой вклад они внесли, чтобы сохранить наше наследие», — объясняет Вероника Тихомирова. Первый «Маршрут памяти» стартовал в 2015 году, и за год до ковида в нем участвовали 22 петербургские школы.
Программа «Маршрут Памяти» делится на четыре этапа. Первый — краеведческий. Он помогает ребятам понять, что Великая Отечественная война – это не что-то далекое, их не касающееся. Ребята посещают музеи, доты, бомбоубежища, линию фронта, поисковые раскопки. Связанные с блокадой места входят в их жизнь, в их личные воспоминания. Итогом этих походов становится фотоотчет «Чтобы помнили», причем в него можно включить и те памятные места, которые дети посетили с семьей.
Потом ребята получают задание – узнать о вкладе своей семьи в Победу. Где сражались, трудились или просто находились их родственники, как они помогали фронту. Школьники общаются с родными, узнают семейные истории, смотрят фотографии, реликвии, и так в проект вовлекается вся семья. А еще дети слушают рассказы ветеранов. Старенькая уборщица из 295 школы оказалась узницей детского концлагеря в Вырице. А художник с оторванными руками Леонид Птицын рассказал, как еще подростком был мобилизован обезвреживать мины.
Такие истории не могут не вызвать отклик. И ребята выражают свои чувства в конкурсе эссе «Теперь я знаю». Каждый пишет рассказ самом важном, что он открыл для себя. Эти рассказы школьники читают друг другу вслух, а лучшие отправляются на городской конкурс.
Второй этап – исследовательский. Проводить его помогают студенты кафедры социологии РГПУ им. А.И. Герцена. С помощью жребия школы-участницы проекта вытягивают тему: дети войны, храмы блокадного Ленинграда, зоопарки, транспорт и так далее. И месяц-полтора ребята занимаются исследованием: делятся на группы, ищут информацию.
Результаты исследования нужно защитить в двух номинациях – презентация и большой макет. Работа над макетом очень важна, ведь при его создании тема войны становится осязаемой. Часто в работу включались целые семьи, а потом родственники приезжали поддержать детей на выступлении в институте Герцена – ведь это очень серьезный уровень! И в коротких докладах ребят всегда было что-то важное, от чего наворачивались слезы.
Вероника Тихомирова и ученицы школы около макета, посвященного сохранению культурных ценностей.
Третий этап — творческий. Те, кто владеет пером, пишут стихи о Победе. А все вместе ребята готовят литературно-музыкальную композицию или спектакль по песне. Класс Вероники Викторовны инсценировал песню «Огонек» — нужно было прожить ее сюжет, почувствовать, как провожают бойцов на фронт, как встречают. Ребята входили в роль солдат, и те переставали быть для них далекими и непонятными.
И четвертый этап — это игра по станциям. В ней темы, связанные с Великой Отечественной войной, должны привести к нашему времени. На станции «Слава Героям России» ребята рассуждали, есть ли место сейчас героизму, и кто может совершить такой поступок? В медсанчасти узнавали, как быть, если нет лекарств, какие травы и народные средства могут заменить их. На станции связи знакомились с азбукой Морзе, флажками, семафорными сигналами. А юным саперам ветеран Афганистана объяснял, как с помощью щупа понять, куда нельзя вставать ногами. И пока ребята играли, в голове у них откладывались новые знания.
Последний этап -как награда тем, кто прошел весь маршрут. Ребята приносили в школу портреты своих дедов и прадедов и под песню «День Победы» гордо проходили Бессмертным Полком по школьному стадиону. И во время этого Марша Памяти у многих в глазах стояли слезы.
Программа рассчитана на один год. Проведенное Вероникой Тихомировой исследование показало, что дети, которые прошли «Маршрутом памяти», устояли вместе с родителями в информационной войне. Причем уровень патриотизма у этих ребят через семь лет оказался еще выше, чем через четыре — взрослея, они начинали развиваться самостоятельно. А часть этих ребят включилась в организацию «Маршрута Памяти» для маленьких.
«Этот проект — моя научная диссертация. Мы хотим запустить его очень серьезно. Ведь так можно сформировать патриотические ценности для всех, с кем у нас общая история по Великой Отечественной войне — в Казахстане, и в Украине, и в Белоруссии. Мы берем за основу не то, что нас отдаляет друг от друга, а то, что объединяет. Даже детей, выросших на Украине, можно вернуть. Им можно дать задание посмотреть места Воинской Славы, узнать, что делали в войну бабушки-дедушки. Ничего не навязывая, а просто изучая историю. И люди вернутся к истокам и сами сделают выводы о прошлом и о том, что происходит сейчас», — считает Вероника Тихомирова. Украина для нее личная тема – оттуда ее бабушки были угнаны в Германию, а родственники и сейчас живут в Мариуполе.
В Москве, куда Вероника Тихомирова ездила на награждение, программу «Маршрут памяти» сразу же решили запустить в нескольких крупных школах. Москвичи были восхищены тем, насколько жители Санкт-Петербурга трепетно относятся к своей истории. Однако в самом Санкт-Петербурге после ковида проект так и не возродился: нет финансирования. Вероника Тихомирова не опускает руки и продолжает заниматься с ребятами в 295 школе. Но хочется, чтобы ее примеру смогли последовать и другие. Главное, чтобы не было слишком поздно.
Ольга Ясененко.
Фотографии из архива 295-й школы.