Изыски купчинской топонимики, или как поселок Николаевский свое имя обрел

Нередко, как во времена минувшие, так и наши дни, топонимика с политикой рука об руку шагают. Примерам нет числа. Такова судьба и наименования поселка Николаевский, располагавшегося недалеко от нынешней платформы Фарфоровская.

Но если большинство политически ангажированных названий откровенно негативной реакции у жителей не вызывают, то некоторые повод для злословия дают. Чего, например, стоит мост имени Ахмата Кадырова на Юго-Западе или, скажем, Исфаханский сквер в Купчине.

Нередко случалось, что в угоду политике и переименования происходили. И даже в нашем районе такие случаи можно обнаружить. Например, Пловдивская улица – бывшая Каштановая аллея, или улица Турку – бывшая Бассейная. Эти улицы были переименованы в поздний советский период. Однако не следует думать, что наименования по политическим мотивам большевики-коммунисты выдумали.

Еще во времена Российской империи бывали прецеденты, к нашему району непосредственное отношение имеющие, когда и сверху спускались указания, но и народные инициативы также случались. Хотя, что то был за народ, чем движим был и к чему стремился, тема для отдельного исследования. Об одной из таких инициатив ниже – следующий рассказ. Основным источником информации для исследования послужили документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Поселок, о котором пойдет речь, располагался неподалеку от современной платформы Фарфоровская (ранее – станция Фарфоровский пост, она же – Ново-Фарфоровский пост, она же – Фарфоровая), на месте нынешней Софийской улицы, в окрестностях перекрестка с улицей Белы Куна (Софийской площади), и тянулся на север, в сторону улицы Салова. Предыстория поселка такова: еще в 1909 году крестьянам села Смоленского, что располагалось на левом берегу Невы, приблизительно в границах нынешнего Большого Смоленского проспекта (название не случайно) и улицы Крупской, была выделена территория в 70 десятин земли на 255 участков восточнее станции Фарфоровский пост Николаевской железной дороги.

К 1915 году половина этих участков была продана лицам самых разных сословий. К этому же времени на территории было возведено 12 домов, владельцы которых занимались, в основном, садоводством, однако некоторые ездили на службу в столицу или работали на Николаевской железной дороге.

24 июня 1915 года (по старому стилю) комиссией Петроградского губернского присутствия (коллегиальный орган власти при губернаторе) по административному отделению, под председательством Александра Васильевича Адлерберга, слушалось прошение Дмитрия Виноградова, Григория Кудрявцева, Федора Хрусталева и других лиц, поданное в Земский отдел еще 24 февраля того же года, о наименовании расположенного близ Ново-Фарфоровского поста Николаевской железной дороги поселка, до того времени названия не имевшего.

Название местности было придумано звонкое, громкое и весьма патриотичное. Упомянутые выше граждане предлагали именовать поселок «Николаевским». Заметьте, не по названию располагавшейся рядом Николаевской железной дороги, которая, в свою очередь получила имя императора Николая I, во времена правления коего и была создана. Нет, имя поселка восходило к царствовавшему на тот момент императору Николаю II.

В поддержку просителей выступил исполняющий обязанности земского начальника Первого участка Петроградского уезда. Он предлагал удовлетворить ходатайство о присвоении
зарождающемуся поселку имени государя императора.

По итогам слушаний, комиссия Петроградского губернского присутствия не нашла каких-либо препятствий к удовлетворению прошения. Засим и отправила дело на утверждение Министерства внутренних дел и Министерства императорского двора. Упомянутые госструктуры также не обнаружили ничего предосудительного в такой народной инициативе, о чем и поведали в соответствующей реляции от 19 августа 1915 года на имя губернатора.

4 ноября 1915 года вновь Петроградским губернским присутствием, но уже под председательством А. Н. Толстого, слушалось дело о наименовании поселка. Было отмечено, что поскольку никто не выказал каких-либо возражений, то и нет никаких причин чинить препятствия столь благородному намерению. Так поселок официально стал Николаевским, о чем и были уведомлены все заинтересованные стороны.

В отличие от располагавшегося поблизости поселка Романово, также явно несущего в названии отголоски царской фамилии, Николаевский свой исторический топоним в первые послереволюционные годы не утратил. В 1923 году Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, а поселок еще долго носил столь «неблагозвучное» название. Лишь в конце 1930-х годов его переименовали. С того времени и вплоть до исчезновения в середине 1960-х он, как и близлежащий нефтяной завод, носил имя Степана Георгиевича Шаумяна. Но это уже совсем другая история…

Денис Шаляпин