У Куракиной дороги

Пелагея Степановна Ершова в 1938 году приехала в Ленинград и устроилась работать на Кирпичный завод № 4. В маленьком поселке на Куракиной дороге, где в основном жили заводские рабочие и железнодорожники, ее и застала война.

Наш поселок был застроен деревянными одно- и двухэтажными бараками. На берегу Волковки находился большой деревянный дом, где жили семейные, работающие на Кирпичном заводе. Каждый имел свое хозяйство: сараи с коровами, гусями, курами, овцами. Вокруг были сады, огороды.

В феврале 1941 года я вышла за-муж. Но вскоре началась вой на. На второй день пришла повестка мужу на фронт, а осенью 1941 года пришла похоронка. На второй день вой ны моло-дежь и одиноких послали на оборонные работы под Кингисепп. Дали приказ рыть лопатами противотанковый ров. Работали только ночью. Немец быстро наступал, и мы бежали, истощенные от голода, обратно в Ленинград.

15 июля 1941 года я добралась до своей комнаты в поселке. На оборонные работы от завода нас отправляли неоднократно. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Завод встал. На нашем 4-м Кирпичном заводе стоял замаскированный бронепоезд.* Там, где Софийская улица, в районе овощной базы, было поле, и там стояли танки. Кругом были патрули. Везде была светомаскировка. Пройти без пропуска в поселок было невозможно.

«В феврале 1941 года я вышла замуж. Но вскоре началась война. На второй день пришла повестка мужу на фронт, а осенью 1941 года пришла похоронка».

В нашем поселке был Дом ребенка для беспризорных детей. С начала войны детей эвакуировали, здание огородили высоким забором, и там был ревтрибунал. А сейчас там находится Фрунзенский военкомат.

Источник публикации: Ершова П. С. У Куракиной дороги // Фрунзенский район. 2006. № 12. С. 4.
В обработке О. А. Ясененко, 2021 г.

* Этот интересный факт пока не нашел документального подтверждения.

Куракина дорога – историческое название современных Южного шоссе и Альпийского переулка. Кирпичный завод № 4 и городок, построенный в конце 1930-х годов для его работников, неплохо просматриваются на немецких шпионских аэрофотоснимках. Отталкиваясь от них, можно насчитать порядка дюжины различных жилых строений городка барачного типа. Все жилые строения были деревянными, не имели водоснабжения. Отопление домов было печным. Во время блокады на территории завода размещались различные войсковые части. В начале 1950-х годов место бараков постепенно стали занимать кирпичные строения (так называемые «немецкие коттеджи»), существующие по сию пору.