Михаил Григорьев: «Оценки по физкультуре отменил бы я»

В школе № 230, расположенной на территории нашего округа, уже много лет рождаются спортивные таланты. Их готовит депутат муниципального совета № 72 и учитель физкультуры Михаил Григорьев. Он отличник физической культуры, тренер и просто хороший друг для детей.


— Михаил Юрьевич, как вы стали учителем физкультуры?

– Я всегда хотел быть тренером, работать с детьми. Мой отец работал педагогом в Нахимовском училище – наверное, от него мне передалась тяга к преподаванию. Мне повезло с учителями физкультуры: уже в четвертом классе я делал первые успехи в легкой атлетике. После окончания школы сначала поступил в техникум физической культуры, затем учился в Университете физкультуры и спорта им. Лесгафта. Моя карьера тренера началась в школе олимпийского резерва Невского района – я отбирал перспективных учеников и передавал их опытным тренерам. Но работа отнимала много времени, хотелось больше бывать с семьей, поэтому в 1987 году я снова оказался в общеобразовательной школе – на этот раз в должности учителя физкультуры. Ни разу об этом не пожалел.

– Вы учите детей правильно делать упражнения, прививаете любовь к спорту. А сами часто занимаетесь?

– Движение – это жизнь! Мне 61 год, но я до сих пор держу себя в спортивной форме. До недавнего времени я занимался баскетболом, волейболом и не мог остановиться. Но начали подводить суставы: теперь только бассейн, фитнес, жим.

– Тридцать пять лет в профессии – срок приличный. Как вы считаете, дети изменились за это время?

– Сама жизнь изменилась, поэтому и дети стали более любознательными. А мы отстаем от них, особенно в том, что касается новых технологий. Но вот что удивительно – и спортивных рекордов стало намного больше. Мальчишкам и девчонкам интересно все: от истории спортивных команд и чемпионов до техники упражнений и дыхания.

– А что будете делать, если кто-то из ваших учеников не захочет заниматься, скажет, что спорт это не его?

– Моя главная задача – заинтересовать каждого ученика. У меня есть мальчик, который прекрасно играет на балалайке, а вот со спортом дела у него обстоят похуже. В таком случае нужен индивидуальный подход: убедить, мотивировать, но при этом не обидеть. Таким ребятам я всегда даю специальные задания. В моем спортивном зале каждый занят своим делом, ученики поддерживают друг друга. Если у кого-то не получается, а другие смеются, спрошу: «А ты сам что умеешь?».

– Как вы считаете, честно ли оценивать физическую подготовку?

– Если бы мог на это повлиять, отменил оценки по физкультуре. Ведь кто-то из детей ездит на чемпионат мира, а кто-то из последних сил пытается сдать нормативы. Но он же тоже старается! Учителям физкультуры нужно научиться гибко подходить к системе оценивания. Такое у нас классическое образование и лучше пока не придумали – главное правильно под него подстроиться.

– То есть успехи в спорте определяет природная предрасположенность?

– В большей степени. Ребята с длинными ногами лучше прыгают, холерики показывают отличные результаты в спринте, а выносливые ученики – на длинных дистанциях. Таких параметров много, их видно с детства, но только профессионал может определить, в какой спорт отдать ребенка. Я однажды рассмотрел способности к метанию у третьеклассника Павла Кувыршина. У него были отличная гибкость и резкое плечо. Теперь мы работаем с ним как тренер с подопечным в школе высшего спортивного мастерства.

– Что на сегодняшний день осложняет вашу работу как учителя физкультуры?

– В работе педагога много сложностей: найти подход к каждому ребенку, понятно объяснить, объективно поставить оценку, освоить новые технологии. Но иногда подводит и материально-техническая база. Например, по нормам на одного человека в спортивном зале должно приходиться 1,5 квадратных метра. Но школа у нас небольшая и для второго зала места нет. Когда два класса встречаются в одном помещении, дети толкаются, отвлекаются друг на друга, сбивают соседей с ног. Так недалеко и до травм. Хорошо, что летом можно заниматься на стадионе, а зимой мы заливаем каток.

– К слову, о новых технологиях. Во время коронавируса уроки в школах проходили в дистанционном формате. Как выглядели занятия по физкультуре?

– У нас было больше теории и рефератов, но мы давали и практические задания. Я расписывал занятие, с разными разминками и конкретными упражнениями, и записывал видеоурок, а ученики присылали видеоответ с выполненной тренировкой. Если придет так называемая «вторая волна», мы без проблем вернемся в онлайн.

Валерия Козлова,
Полина Соловьева

Ученик Михаила Григорьева Павел Кувыршин в 2016 году стал чемпионом по метанию копья на первенстве России по легкой атлетике, которое проводилось в Казани.

Юноша бросил копье на 66,55 м. Тренировки Павла проходят четыре-пять раз в неделю. Сейчас он уже студент, и его наставник старается подстроиться под учебный график.

«Михаил Юрьевич добрый тренер, но требовательный: всегда следит за правильностью выполнения упражнения, направляет и подсказывает, как надо. Всему, что я знаю о спорте, меня научил именно он»,– рассказывает молодой спортсмен.