О «Музее автотранспорта Ленинграда» пока еще знают немногие. Он создается на территории Автобусного парка № 1 что на углу Днепропетровской улицы и Растанного переулка. Второго февраля жители муниципалитета № 72 побывали там на экскурсии.
Экскурсию организовал муниципалитет № 72, а вел ее известный купчинский краевед Денис Валерьевич Шаляпин. Мало кто знает, что автор статей и книг об истории Купчино много лет работает в Автобусном парке № 1, умеет водить и восстанавливать автобусы и немало знает о них. И сейчас Денис Валерьевич — сотрудник этого музея.
Войдя в неприметную дверь ангара, мы оказались в роскошном автосалоне. Двумя рядами выстроились довоенные автомобили, стремительные лимузины, автобусы, грузовики и даже огромные самосвалы. Выглядело это сюрреалистично и очень притягательно.
Экскурсия началась с первого советского кабриолета ГАЗ-А. Он был создан по лицензии автомобиля Форд-А, был красив, но с трудом приживался в российских широтах — под брезентовым кузовом пассажиры страдали от холода. Иностранные модели требовали модернизации, и Денис Валерьевич рассказывал нам, как создавались первые советские машины.
Да, они были очень элегантны и конечно не дешевы. Принадлежали крупным ведомствам и возили чиновников. Частных владельцев было мало, машину могли позволить себе известные артисты, ученые, герои войны и труда, рабочие-стахановцы. И еще городские таксопарки — а значит, на них мог прокатиться любой человек!
И в более поздние времена таксисты работали на престижных «Волгах». В музее есть светло-зеленая «Старая Волга», ГАЗ-21, на эти уже редкие машины мы любовались в детстве.
Зеленый грузовик ЗИС-5 словно вышел из военного фильма. Вместе с «Полуторками» эти машины — трехтонки -работали на Дороге Жизни. И хоть экспонат музея был выпущен после войны, так хочется прикоснуться к его деревянной двери!
А вот огромный бело-синий грузовик. Сколько их было в поздние советские годы! Денис Валерьевич рассказывает о достоинствах и недостатках грузовиков, мощности их моторов, проходимости, способах использования. Инженеры без устали совершенствовали механизмы, а водители ценили простоту и надежность.
Грузовики напоминают нам о БАМе, великих стройках Сибири, огромных карьерах Средней Азии. А огромные самосвалы, запыленные, с гравием в кузове, будто только что приехали с тяжелой работы. Один из них, импозантный, с надписью на латинице, похож на старого байкера. Он был изготовлен в ФРГ.
А еще здесь есть советские лимузины представительского класса — редкие, изысканные машины. ЗИЛ «Райка», был создан специально для Раисы Горбачевой и существует в единственном экземпляре. Оттого и получил такое прозвище. Всего было изготовлено две машины, первую, уже утраченную, звали «Мишка». ГАЗ «Чайка» считается объектом технического наследия СССР. А предоставленных в музее ЗИЛов для военных парадов было выпущено всего несколько экземпляров.
Но сердце музея – это коллекция автобусов. Здесь они выглядят совсем как новенькие: блестящая краска, чистые стекла, аккуратные сидения. Трудно поверить, что многие из них были найдены в ужасном состоянии. От красного «Икаруса» остался лишь ржавый остов, и машину пришлось воссоздавать заново. Старые автобусы собирали по всей стране, и доставка «своим ходом» могла стать экстремальным приключением.
Увлекательные рассказы о таких путешествия и о восстановлении автобусов можно найти на сайте Дениса Шаляпина «Купчино. Исторический район».
Раритетные автобусы спереди похожи на грузовики. Салон в них очень высокий, туда ведут узкие ступеньки. У самого старого из них дверь была с внутренней ручкой – ее должен открывать водитель или кондуктор. Зато маленькие окна салона создают уют, и не хочется выходить в современный мир.
Но не все автобусы предназначены для пассажиров.Огромный ЛИАЗ «Магнолия» был создан специально для работы телевидения. Внутри размещалось оборудование, а на крыше работал оператор. Белый «Икарус» с зубоврачебным кабинетом предназначался для дальних сел, в народе его прозвали «Зубодер». А темно-зеленый ПАЗ в чрезвычайной ситуации превращался в санитарную машину — сиденья убирались и подвешивались носилки.
Денис Валерьевич рассказывает о разнообразии автотранспорта, а перед глазами возникает огромная страна с тысячами дорог — асфальтовых и покрытых щебнем, проложенных сквозь снега и пустыни, прямых автострад и горных серпантинов. Бескрайних дорог, для которых были созданы все эти машины.
Напоследок мы заглянули в архив музея – очень колоритную комнату с рядами высоких стеллажей. Здесь хранятся документы, альбомы фотографий и много удивительных вещей. Мы встретили призрак хранителя музея и узнали разгадку надписи на крутящейся кассе: «Талоны не опускать».
Это очень живой музей. Многие его машины на ходу, они участвуют в ретро-парадах, фестивалях и праздниках. Некоторые можно увидеть в кинофильмах, на них даже остались надписи с киносъемок. Но именно здесь можно полностью погрузиться в историю транспорта, многое понять и запомнить.
Экскурсия вышла очень насыщенной, а информации было столько, что захотелось прийти еще раз. Попасть в Музей автотранспорта Ленинграда не сложно – нужно лишь записаться, выбрав подходящее время, на сайте https://www.avtobus.spb.ru/about/history/
Ольга Ясененко